Скульптор как уходящая натура

Самый первый взгляд на скульптуры Андрея Осташова дает понимание того, что их автор  прекрасно чувствует прежде всего линию, в которую встраивает объем и форму. И вообще – он отважный художник, принадлежащий к исчезающей уже давно, но все ещё существующей породе эстетов-философов. Вот уже второе столетие в мейнстриме  искусства – концепт, провокация, отрицание обязательной красоты. Но для нашего героя красота непременна и неотъемлема. Сам по себе — как человек — он сдержан, брутален и немногословен,  но его скульптуры – изысканы, нежны, и они трепещут под зрительским взглядом, они наполнены живой чувственностью. Вообще-то это абсолютная архаика, подобная сентиментальность в изобразительном искусстве давно осуждена и отвергнута, предана арт-критической анафеме. Но – нет стереотипов у таланта. Искренность и честность автора подкупает и заставляет задуматься – о привычках восприятия, о «красоте» в искусстве, и, наконец, об идее, которую воплотил мастер в произведении —  столь сложном, многодельном, драгоценном.

Размышляя о скульптурах Осташова, искусствоведы и зрители говорят об эстетике Востока и Запада, глубине смыслов древних эпосов и мифов и воссоединении всех этих многосложных и многослойных историй в творчестве современного белорусского скульптора. Однако скульптор – это, прежде всего, создатель формы и линии, знаток бронзы и камня, творец поверхности и объема. Это его главные идеи и его главные слова. Его язык – уникальный и сильный, и он в ответе за то, что услышит зритель. Все остальное тоже важно – юные дочери, которые защищены его образами,  древние мифы, из которых пришли сюжеты и лица, виртуозная техника лепки, культура отливки… Говоря о творчестве Андрея Осташова нельзя не сказать о об этом, очень значимом качестве его искусства – профессиональной культуре. Она во всем – в дизайне мастерской, в манере говорить и держаться, в четкости рисунка, в тонкости лепки, в аккуратности литья и в изысканности тонировки поверхности. И в дизайне подачи и экспозиции – что есть демонстрация уважения к себе, своим работам и зрителю. Андрей Осташов – скульптор каких уже нет.

Елена Тюнина 

Кандидат искусствоведения